Всем владельцам приусадебных участков знакомо нехитрое приспособление, которое значительно облегчает жизнь — садовая тачка. Она незаменима в саду и огороде, при строительстве дома, сарая или гаража. Одним словом, она приходит на помощь тогда, когда необходимо перевезти большой объем груза на небольшое расстояние. Тот, кто еще не имеет тачки, но планирует её приобрести, должен знать, каких видов она бывает, а также какими преимуществами и недостатками она обладает. Знающий счет своим деньгам хозяин будет приятно удивлен фактом, что садовую тачку можно сделать своими руками. Итак, эти и другие вопросы мы обсудим в данной статье.
Виды конструкций садовых тачек
Садовые тачки имеют очень много конструктивных особенностей, в зависимости от которых их и классифицируют на отдельные типы:
- Тачки — имеют одно колесо.
- Тележки — имеют два и больше колеса.
Именно тачки обладают наибольшей маневренностью и надежностью, а также минимальным размером колеи от колес. Благодаря последнему фактору садовую тачку можно провезти даже по узкой дорожке между грядками садовых культур. Разгружать её емкость очень легко — достаточно приподнять на некоторую высоту её рукоятки и опрокинуть в нужную сторону. Всего этого не скажешь о многоколесных тележках.
Одноколесная тачка имеет один существенный недостаток — она очень неустойчива в загруженном состоянии, поэтому чтобы сохранить равновесие при перевозке груза придется прикладывать усилия. Также за устойчивостью конструкции нужно следить во время её загрузки и выгрузки, в противном случае она перевернется.
Преимущество двухколесных тележек заключается в их устойчивости. Благодаря этому на них можно перевозить тяжелые и крупногабаритные грузы не боясь, что они перевернутся.
По типу ручки садовые тележки также классифицируют:
- С одной поперечной.
- С двумя продольными.
Поперечная ручка намного удобней в работе — за нее можно взяться одной рукой и тянуть тележку, а вот две продольных подходят только для того, чтобы толкать груз впереди себя.
Тачки классифицируют по типу упоров:
- С двумя стационарными.
- С одним складным.
Стационарные упоры неудобны на практике — при перемещении тележки по огороду они будут цепляться за неровности грунта.
Размер колес и амортизация
Одноколесные тачки создают большое давление на почву и создают глубокую колею — это ухудшает их проходимость.
Двухколесные тачки оптимальны для мягких почв — они равномерно распределяют нагрузку и легко преодолевают все неровности.
Чем крупнее колеса — тем лучше. Желательно, чтобы они были надувными и крепились на металлический обод.
Выбор материала кузова садовой тачки
Алюминий — легок, не требует покраски и не боится коррозии. Подходит для перевозки удобрений, компоста и т. д.
Сталь — обладает высокой прочностью, однако, имеет большой вес и неустойчив к ржавчине. Подходит для транспортировки тяжелых стройматериалов.
Изготовление металлической тачки своими руками
Для изготовления тачки из металла потребуется лист стали размером 1×2 метра толщиной в 1 мм. В качестве шасси подойдут пневматические колеса диаметром 35-40 мм с подшипниками. В последние должна плотно вставляться трубка несущей оси. Колеса необходимо зафиксировать гайкой или шплинтом.
Объем чаши тележки подбирается в зависимости от потребностей, но чаще всего он составляет 70-110 литров.
Перед тем как приступить к работе, необходимо сделать предварительный эскиз. На нем указывают размеры и конфигурацию чаши в развернутом виде, ручки, упоры и колесная пара с осью.
Следующий этап — раскройка листа стали и его резка при помощи болгарки. Из полученных элементов при помощи сварочного аппарата изготавливается чаша.
Стойки опорной оси легко можно соорудить из уголка 25×25 мм или металлической трубы, предварительно приварив к ней кольцо необходимого диаметра. Рукоятки и опоры изготавливают из тонких трубок — это облегчит всю конструкцию.
Самодельная садовая тачка из дерева
Изготовить садовую тачку из дерева еще проще — чертежи для нее можно даже не делать.
Для нее используют твердые породы дерева — дуб, клен, вяз, березу. Для создания тачки понадобятся следующие материалы — доски, брусья и шурупы.
Для начала необходимо взять дощечки и собрать их в виде короба.
Основу тачки будут представлять два длинных бруса. Именно к ним крепится кузов тачки при помощи шурупов. Брусья выступают не только в качестве основы тачки, но и служат в роли рукояток с одной стороны и держателя колеса с другой. Для этого их разводят в стороны с одной стороны и наоборот, сводят в месте, где будет крепиться колесо. Само колесо может быть любым — в нашем случае оно сварено из металлических прутьев, но вы можете взять любое подходящее. В брусьях просверливаются отверстия и вставляется ось, на которой и будет держаться колесо.
В месте, где будут ручки для тачки, на брусьях делают специальные выемки чтобы рукоятки удобно фиксировались в руке. Завершающий этап работы — присоединение клиньев-опор (можно металлических) при помощи болтов.
Компоненты для тачек из подручных средств
Если не имеется возможности купить колесо для тележки, можно сделать его самостоятельно. Оно может быть изготовлено из дерева (только из твердых пород) или других материалов. Для организации емкости тачки подойдут пластиковые корыта, обрезанные вдоль бочки, тазы и т. п.
Конечно, можно купить все комплектующие в магазине, но проявив фантазию и смекалку можно соорудить довольно качественное устройство и своими руками из подручных материалов, сэкономив при этом хорошие деньги.
Я сам сделал тачку, принцип которой кардинально отличается от всех, что делают во всем мире. Это
1) 2 колеса от мотороллера, оси взяты от мотороллера и воткнуты в трубу и приварены.
2) колеса стоят не впереди короба, а посреди, вернее по центру тяжести короба, что делает нагрузку всего веса на колеса, а не на руки.
3) На колесах экономить нельзя, так как при широких колесах уменьшается давление на грунт и таким образом, колеса не проваливаются. Далее, к коробу подходят не две трубы с ручками, а П-образная дуга, что позволяет не только толкать тачку, но и тащить. Я на такой тачке перевожу до 100 кирпичей и вся нагрузка на колеса, а не на руки, как у всех. На этой тачке можно легко перевозить по несколько мешков цемента и еще много всяких преимуществ.
АЛЕКСАНДР,МОЖНО УЗНАТЬ У ВАС БОЛЕЕ ПОДРОБНО О ВАШЕЙ ТАЧКЕ?