Забор вокруг земельного участка загородного дома или дачи изготавливается в настоящее время из двух наиболее распространенных материалов – дерева и металла.
Деревянный забор состоит из вертикальных стальных или деревянных столбов с присоединенными к ним деревянными или стальными продольными деталями. Основными элементами служат деревянные рейки небольшой ширины – штакетник, или обрезная доска, прикрепляемые к горизонтальным слегам.
Основой металлического забора служат стальные столбы квадратного или круглого сечения, а так же горизонтальные планки чаще прямоугольного сечения различного размера. Ограждение изготавливается из профилированного стального листа небольшой высоты трапециевидной волны – профлиста, называемого так же профнастилом. Часто для заборов применяют профнасил, покрытый тонким слоем полимерной пленки. Это позволяет получать ограждение зеленого, коричневого или красно-коричневого (вишня) цвета. Более дешевым вариантом является оцинкованный профлист.
Крепление листового материала к стальным продольным деталям может быть осуществлено несколькими способами. Первый – саморезы, имеющие наконечник в виде режущих кромок сверла и позволяющий получать отверстия достаточного диаметра в металлическом профильном основании забора. При правильно подобранной длине крепежных элементов они не заметны с внутренней стороны забора.
При втором способе установка профнастила выполняется с применением болтов достаточной длины и гаек. Крепеж устанавливается в заранее высверливаемые отверстия. Выступающая с обратной стороны часть болта в дальнейшем может быть оставлена или подрезана с помощью УШМ.
Не зависимо от выбранного материала, стальной забор должен иметь закрывающиеся проезды и проходы, обеспечивающие проникновение на территорию людей. Для перекрытия данных элементов применяют калитки и ворота.
Конструкция ворот из профнастила, сделанных в том числе своими руками, обычно имеет две створки, открывающиеся наружу или внутрь участка. Навешивание створок осуществляют на опорные столбы достаточно большого сечения.
Установку столбов в грунт выполняют следующим образом. В почве выкапывают ямы глубиной 70-90 сантиметров, отсыпают дно щебнем слоем около 15 сантиметров и устанавливают столб. В нижней части его предварительно приваривают крест накрест четыре поперечины, предотвращающие раскачивание стойки.
Обязательно необходимо проконтролировать вертикальность столба и зафиксировать его в этом положении. Оставшееся пространство ямы заливают бетонной смесью и оставляют до полного ее застывания.
Размер створок ворот из профнастила выбирают в зависимости от необходимого размера проезда. При использовании легкового транспорта ширина проезда составляет 4 метра, для грузового эта величина может быть увеличена до 5 или 6 метров. В соответствие с размером проезда, ширина створок варьируется от 2 до 3 метров.
В зависимости от выбранного размера составляется чертеж ворот, рассчитывается длина основных деталей с учетом сечения используемого стального профиля.
Подготовленные детали конструкции соединяются сварным швом. При выполнении этих работ необходимо обеспечить плоскостность общей конструкции и ее прямоугольность. Для достижения расположения соединяемых деталей в одной плоскости применяют твердое негорючее основание, соответствующее размерам конструкции. Необходимо надежно фиксировать свариваемые детали, так как при термическом воздействии металл может частично изменить свои размеры и деформировать всю конструкцию. Простым способом достижения прямоугольности конструкции является использование упора, изготовленного из двух взаимно перпендикулярных деревянных брусков, жестко прикрепленных к плоскому основанию. Кроме этого, необходимо постоянно контролировать длину диагоналей конструкции. В прямоугольнике эти отрезки должны быть взаимно равны.
Важным условием является обеспечение вертикальной прочности створок ворот. Они должны воспринимать нагрузку от собственной массы и веса прикрепленного к ним стального профлиста без деформаций конструкции. Для увеличения прочностных характеристик в середину створок присоединяют дополнительные горизонтальные детали равного каркасу сечения или немного меньше его.
Для тех же целей в некоторых конструкциях применяются наклонные детали, соединяющие противоположные углы каркаса ворот.
Большой размер закрываемого проезда приводит к значительному увеличению ветровой нагрузки на створки. С целью предотвращения прогиба ограждения, а так же для предотвращения отклонения столбов от вертикали в верхней части ворот из профнастила устанавливают продольный элемент из стального профиля.
Использование данной детали не препятствует проезду на территорию легкового автотранспорта. Заезд же грузового автомобиля со строительными материалами будет невозможен из-за большой высоты транспортного средства.
Еще одним элементом, обеспечивающим достаточную прочность всей конструкции ворот из профнастила, являются навески. От правильного выбора конструкции этих крепежных элементов и их размеров зависят эксплуатационные свойства всей конструкции. Навески так же крепятся к внешним сторонам каркаса створок ворот сварным швом. По предварительной разметке вторые части навесок крепят на опорные столбы. Конструкция данного элемента должна позволять осуществлять снятие створок ворот для выполнения ремонтных работ, а так же в других целях.