За время развития промышленного производства в мире человечество изобрело огромный спектр различных способов соединения металлических деталей. При этом все они подразделяются на две группы – разъемные, которые можно разобрать, сохранив целостность соединительного элемента, и неразъемные, при разъединении которых соединительный элемент разрушается. К последней группе относят и один из наиболее прочных видов – соединение сварным швом. Лучше всего сварке поддаются стальные детали. Но иногда может возникнуть необходимость проварить и изделия, изготовленные из алюминия.
Процесс сварки алюминия достаточно сложен, но вполне может быть осуществим человеком, имеющим некоторый опыт в освоении данного способа соединения деталей.
Не смотря на широкое применение в технике стальных сплавов различного состава, алюминий и сплавы на его основе по-прежнему остаются очень востребованными там, где имеется потребность в легком высокопрочном сплаве. В настоящее время из них изготавливают блоки ДВС, различные рамные детали и конструкции станков и механизмов.
Очень часто необходимость ремонта алюминийсодержащих сплавов возникает при исправлении дефектов литых дисков легковых автомобилей. Современные российские дороги, изобилующие большим количеством рытвин и ухабов, способствуют повреждению колесных дисков. При использовании стальных колес сильный удар на скорости может привести к его деформации, редко сопровождающейся разрушением. Алюминиевые диски менее пластичны, что зачастую приводит к возникновению трещин, скалыванию отдельных сегментов. В этом случае и пригодится сварка алюминия. Конечно, для исправления тех ил иных проблем можно обратиться за помощью к профессионалам. Но их услуги имеют достаточно высокую стоимость, и, порой, не отличаются высоким качеством.
Способы соединения алюминиевых деталей в домашних условиях
Если вы не имеете представления о данном способе соединения деталей, следует отметить, что в настоящее время сварка металлов осуществляется двумя совершенно различными способами. Первый предполагает нагрев области соединения с помощью газовой горелки, использующей энергию горения какого либо газа в кислороде.
Второй способ требует наличия электрической сети напряжением 220 или 380 вольт и использует энергию контролируемой электрической искры, которая имеет величину до нескольких миллиметров и поддерживается благодаря наличию замкнутой электроцепи, в которой участвуют и свариваемые детали.
Следует заметить, что процесс сваривания алюминия, несмотря на то, что температура плавления этого металла и сплавов на его основе имеет одну особенность. Дело в том, что при взаимодействии с кислородом воздуха на поверхности деталей образуется очень прочная оксидная пленка, которая может быть удалена лишь химическим путем, так как ее температура плавления соответствует температуре кипения оксидообразующего металла. С этим связано применение специальных веществ, которые призваны не допустить образования защитной пленки и дать доступ непосредственно к алюминию. Общее название этих реактивов – флюсы.
Кроме этих веществ обязательным при выполнении сварки алюминия как в домашних условиях, так и в специализированных мастерских является применение специального инструмента для очистки поверхности деталей от грязи. Речь идет о ручных или металлических стальных щетках.
Стальной ворс щетки счищает не только загрязнение с металла в зоне выполнения сварного шва, но и частично удаляет оксидную пленку, всегда присутствующую на деталях. При необходимости обработки большой поверхности лучше воспользоваться электродрелью или шуруповертом с установленной в патроне круглой щеткой. При работе она вращается и плотно прижимается к месту обработки.
Кроме флюса и щетки газовая сварка предполагает использование дополнительного алюминиевого прутка небольшого диаметра, который помогает получить качественный сварной шов и высокое качество соединения.
Эти стержни выпускаются производителем в нескольких модификациях, используемых в зависимости от содержания алюминиевого сплава и толщины соединяемых деталей. Различают прутки для сварки сплавов с содержанием марганца до 3% и выше 3%, диаметром 2; 2,4; 3; и 4 миллиметра. Реализуются эти стержни на вес. Можно приобрести пластиковый картридж, в который входит 5 килограмм или небольшие партии от 1 килограмма.
Ниже указан основной перечень инструментов и приспособлений для выполнения газовой сварки алюминия.
Процесс выполнения сварного шва с помощью газовой горелки состоит в качественной очистке поверхности деталей в месте соединения, обработке мест контакта и близлежащих областей флюсом, прогреве этого места до достаточно высокой температуры и расплавлении вспомогательного круглого прутка непосредственно в зоне соединения. В результате этого пруток расплавляется, его материал смешивается с материалом деталей и соединяет их.
Электрическая сварка требует от сварщика большего умения и мастерства. Необходимо правильно подобрать не только вид и диаметр электрода, замыкающего электрическую цепь в месте сваривания и разогревающий соединяемые кромки деталей до температуры, близкой или равной температуре плавления, но и режимы работы сварочного аппарата.
Кроме этого надо научиться «держать дугу», не допуская ее разрыва или залипания электрода, добиваться максимальной прямолинейности движения его рабочего края. Только после достаточного количества выполненных сварных швов как на стали, так и на алюминии можно достичь желаемого результата работы и приобрести необходимый навык.
Хочу сказать, что одно время, так сложилось, зарабатывал этим на жизнь, и точно, убедился сам,правильно здесь пишется, первейшая проблема — легкая окисляемость. Окись алюминия плохо поддается воздействию флюсующих материалов. Кстати, я отстал от технологий, наверное, пару лет не занимался, но, пишете про флюсы и мне интересно. Сейчас, какие флюсы берут для сварки алюминия?
Для описанного в статье метода газовой сварки алюминия нужно использовать 34А или АФ-4А